Надежный подвес ВОЛС на ЖД и ЛЭП: полный гид по арматуре, муфтам и защите кабеля
RSS18 декабря 2025
Правильно подобранный узел крепления гарантирует, что ваша линия связи прослужит свои положенные 25+ лет
Организация линий связи вдоль железных дорог и линий электропередач — задача повышенной сложности. Здесь нет мелочей: каждый зажим, каждая скоба и каждый метр монтажной ленты должны выдерживать колоссальные нагрузки — от вибрации проходящих поездов до обледенения и штормовых ветров.

Качественная арматура гарантирует, что сигнал не прервется, а дорогостоящий оптический кабель прослужит свои положенные 25+ лет.
В этой статье мы рассмотрим:




Гасители вибрации
В каталоге представлены различные типы гасителей (часто спирального типа или мостовые). Гасители работают как амортизаторы в автомобиле. Гаситель рассеивает энергию ветра, превращая её в тепло (в микроскопических масштабах), и не дает волне вибрации дойти до зажима крепления.
Спиральные гасители изготавливаются из упругого ПВХ или металла. Легко монтируются поверх кабеля. Обязательны к установке на пролетах длиннее 100 метров!


Все элементы выполнены из стали с горячим цинкованием. Ржавчина здесь недопустима, так как замена копеечной скобы на высоте 20 метров обойдется в десятки тысяч рублей (вызов вышки, окно в расписании поездов).
Скупой платит дважды (а на ЖД — трижды). Представленные на странице товары (УПМК, зажимы ЗКШ, нержавеющая лента и гасители) — элементы, прошедшие проверку суровыми условиями эксплуатации на просторах России.
Правильно подобранный узел крепления гарантирует, что ваша линия связи переживет:

Качественная арматура гарантирует, что сигнал не прервется, а дорогостоящий оптический кабель прослужит свои положенные 25+ лет.
В этой статье мы рассмотрим:
- Устройства УПМК: как грамотно разместить муфту и запас кабеля на одной опоре
- Тонкости монтажа: секреты работы со стальной лентой, замками и натяжными клещами
- Силовую арматуру: шлейфовые и поддерживающие зажимы — как выбрать и не ошибиться
- Борьбу с вибрацией: зачем нужны гасители и как они спасают линию от разрушения
- Соединительные элементы: звенья, скобы и ушки — невидимые герои надежной сцепки
Организация технологического запаса: всё об устройствах УПМК
Когда вы прокладываете оптоволокно, вы не можете просто натянуть его от точки А до точки Б. Всегда нужен технологический запас, который необходим для:
- Монтажа оптической муфты (сварщику нужно спустить кабель на землю, в палатку или лабораторию),
- Ремонтных вставок в случае обрыва.
Что такое УПМК и почему это удобно?
Раньше муфты крепили как придется, а бухты кабеля просто вешали на траверсы, что было ненадежно и неэстетично. Современный УПМК — каркасная конструкция, которая решает сразу две задачи:
- Фиксация муфты - специальная площадка или держатели надежно крепят муфту любого типа (МТОК, МОГ и др.),
- Хранение запаса - крестовина или рама позволяет аккуратно намотать излишки кабеля соблюдая допустимый радиус изгиба (что критически важно для оптики!).
- УПМК (Тип 1 и Тип 2) - классические жесткие конструкции, которые обеспечивают идеальную намотку и защиту кабеля. Тип 2 часто имеет усовершенствованную геометрию для удобства работы на высоте,
- УПМК облегченные версии - выполняют ту же функцию, но стоят дешевле за счет меньшей металлоемкости. Отличный выбор для проектов с ограниченным бюджетом, но без потери качества.
Особенности монтажа УПМК - устройство универсально в плане крепления:
- На круглые опоры (СВ, СК) - монтируется с помощью стальной монтажной ленты и скреп (об этом ниже),
- На решетчатые опоры ЛЭП - крепится с помощью специальных струбцин или болтовых соединений (комплекты крепежей).

Искусство фиксации: монтажная лента и инструменты
Многие недооценивают этот раздел, а зря! Монтажная лента из нержавеющей стали — скотч для взрослых инженеров, на котором держится половина всей инфраструктуры связи.Материал имеет значение - AISI
В нашем каталоге вы найдете ленты из разных марок стали. Разберемся, в чем разница:
- AISI 201 - бюджетный вариант, который подходит для внутренних помещений или регионов с мягким климатом. На агрессивном улице может со временем дать коррозию,
- AISI 304 / AISI 430 - подходит для улицы, так как не боится ни дождя, ни реагентов, ни морского тумана. Для ЖД перегонов рекомендуем именно эти марки.

Замки (Скрепы/Бугели)
Лента бесполезна без замка:
- Замки с зубьями обеспечивают мертвую хватку. При затягивании зубья впиваются в ленту, предотвращая её обратное проскальзывание даже при вибрации,
- Гладкие замки используются для менее ответственных креплений.
Инструмент - клещи натяжные
Руками стальную ленту не натянуть. Для этого нужен специальный инструмент:
- Лента продевается в замок и охватывает опору,
- Концы заправляются в клещи,
- Вращением рукоятки создается усилие натяжения (до 1 тонны и более!),
- Инструмент сам обрезает лишний хвост ленты,
- Замок забивается молотком для фиксации.
ЖД узлы и зажимы: надежность на высоких скоростях
Железная дорога — зона повышенной опасности и особых требований. Вибрация от поездов способна раскрутить гайки и перетереть кабели, поэтому здесь используются специальные ЖД узлы.
Зажимы шлейфовые
- Специфическая арматура - шлейфовый зажим используется, когда нужно закрепить шлейф кабеля (например, встроенного в грозозащитный трос) к элементам опоры,
- Обычно состоит из корпуса и плашек, которые мягко, но сильно обжимают кабель,
- Маркировка (например, ЗКШ3-11/14-4) - цифры указывают на диаметр зажимаемого кабеля (от 11 до 14 мм) и количество болтов,
- Зажим должен держать кабель крепко, но не раздавить оптическое волокно внутри.
Поддерживающие зажимы
- Если линия идет прямо, без поворотов, кабель не нужно натягивать в струну на каждом столбе - достаточно его поддерживать,
- Используются зажимы с эластичными вставками (неопрен, резина), которые гасят микровибрации и не повреждают оболочку.
Вибрация и гасители
Вы когда-нибудь слышали, как гудят провода на ветру? Это высокочастотные колебания с малой амплитудой. Для глаза они почти незаметны, но для металла и стекла (оптики) могут быть фатальны.К чему приводит вибрация:
- Разрушение изоляции в точках крепления,
- Обрыв жил или волокон,
- Разрушение арматуры.

Гасители вибрации
В каталоге представлены различные типы гасителей (часто спирального типа или мостовые). Гасители работают как амортизаторы в автомобиле. Гаситель рассеивает энергию ветра, превращая её в тепло (в микроскопических масштабах), и не дает волне вибрации дойти до зажима крепления.
Спиральные гасители изготавливаются из упругого ПВХ или металла. Легко монтируются поверх кабеля. Обязательны к установке на пролетах длиннее 100 метров!
Скобы, ушки, звенья

Собрать всю систему воедино невозможно без промежуточной арматуры:
- Скобы позволяют перейти с одного типа крепления на другой, повернуть ось нагрузки на 90 градусов,
- Ушки (У1) - соединяют стержень изолятора или болт траверсы с остальной гирляндой.

Промзвенья (ПРТ, ПРР):
- ПРТ (трехлапчатое) - если нужно разветвить нагрузку или использовать двойное крепление,
- ПРР (регулируемое) - позволяет менять длину подвеса, что удобно для точной регулировки стрелы провеса,
- Вертлюги - предотвращают закручивание кабеля и тросов при монтаже,
- Коуши - вставляются в петлю троса, чтобы металл не перетирался сам об себя.
Все элементы выполнены из стали с горячим цинкованием. Ржавчина здесь недопустима, так как замена копеечной скобы на высоте 20 метров обойдется в десятки тысяч рублей (вызов вышки, окно в расписании поездов).
Скупой платит дважды (а на ЖД — трижды). Представленные на странице товары (УПМК, зажимы ЗКШ, нержавеющая лента и гасители) — элементы, прошедшие проверку суровыми условиями эксплуатации на просторах России.
Правильно подобранный узел крепления гарантирует, что ваша линия связи переживет:
- Ледяной дождь,
- Ураганный ветер,
- Постоянную тряску от товарных составов.









































